Перевозчики уведомляют о скором дефиците тягачей
В России может возникнуть нехватка тягачей из-за того, что грузоперевозчики теряют возможность приобретать новые автомобили в связи с резким увеличением утильсбора и ростом ставок на лизинг. Такое обращение направила ассоциаций дилеров и перевозчиков в Минпромторг, ссылаясь на мнения участников рынка. С 1 октября ставки на сборы для грузовиков весом 12-20 тонн увеличились на 70-85%, что в краткосрочной перспективе приведет к подорожанию седельных тягачей на 12%, до 9,8 миллиона рублей, а сцепок — до 20 миллионов рублей.
Александр Строчков, директор по внешнеэкономической деятельности Sinoway Group, отметил, что власти стремились привлечь китайских производителей к локализации, но эффект оказался противоположным. Вместо улучшения доступности иностранных автомобилей, российские тягачи также стали труднодоступными. По его данным, запаса фур, растаможенных до повышения сбора, хватит до конца текущего года, после чего неизбежно начнется рост цен. Президент ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов акцентировал внимание на том, что отечественные заводы не способны восполнить дефицит импорта из-за недостаточного производства.
Если в стране необходимо около 50 тысяч седельных тягачей грузоподъемностью 18-20 тонн, то местные производители смогут предложить не более 20 тысяч единиц. Мнение Филатова подтверждает основатель консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин, который отметил, что КамАЗ способен выпускать лишь 10-15 тысяч тягачей К5 в год, а МАЗ-5440 «Простор» устарел. «Нижегородские грузовые автомобили» только начинают собирать машины «Валдай» и вряд ли смогут выпустить более тысячи тягачей до конца года.
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Виталий Киселев отметил, что продажи остановились из-за повышения ключевой ставки, а соответственно и ставок по лизингу, которые в некоторых случаях уже превышают 27-29%, что побуждает компании отказываться от обновления автопарка. Однако, как ремонт старой техники, так и покупка новой, подорожавшей, приведут к увеличению тарифов на все виды грузоперевозок: тентованные, изотермические, рефрижераторные.
Минпромторг прокомментировал ситуацию, сообщив, что в 2024 году будет запущена льготная лизинговая программа, которая позволит приобрести российские седельные тягачи со скидкой до 850 тысяч рублей. Ранее сообщалось, что в ближайшие месяцы цены на легковые автомобили в России вырастут в среднем на 5-10 процентов на фоне повышения утильсбора, особенно в массовом сегменте, независимо от того, новые они или с пробегом.