Проверка налоговых выплат в транспортной отрасли
Федеральная налоговая служба (ФНС) проведёт проверки транспортно-логистических компаний на предмет уплаты налогов. Общественные организации обратились с этой просьбой после того, как выяснили, что финансовые нарушения «серых» перевозчиков достигли около 920 миллиардов рублей за год, сообщает издание «Известия».
Ассоциация «АвтоГрузЭкс» и Общественная потребительская инициатива (ОПИ) уведомили ФНС о финансовых нарушениях среди транспортно-логистических компаний и попросили о проверках. Среди распространённых схем уклонения от налогов, по данным ОПИ, выделяются выплаты заработной платы в конвертах (это практика более 50% ТЛК), незаконное возмещение НДС и уход от уплаты в системе «Платон». Также в письме указывается на плохую организацию трудовых договоров, отсутствие обязательных медицинских осмотров, неправильный учёт сверхурочныхHours и игнорирование несчастных случаев на производстве.
По информации «АвтоГрузЭкс», более 60% ТЛК снижают налоговые выплаты по зарплате, уплачивая налоги только с минимального размера оплаты труда (МРОТ), а остальная часть проходит неофициально. Это приводит к недобросовестной конкуренции в отрасли автомобильных грузоперевозок, демпингу и снижению тарифов на 15–20% от рыночных значений, подтверждает президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
Начиная с встречи с первым замминистра транспорта Валентином Ивановым, участники рынка подчеркнули, что налоговые потери в отрасли из-за «серых» зарплат достигают 300 миллиардов рублей. Президент компании ИТЕКО, Евгений Бабаев, добавил, что компании часто не оформляют сотрудников или занижают уровень заработной платы, используя схему дробления, при которой водители регистрируются как малые и средние предприниматели, что позволяет им воспользоваться льготой по снижению социального налога.
Проверка легальности перевозчиков может осуществляться на основе соотношения числа сотрудников и количества транспортных средств, а также средней заработной платы, которая у добросовестных компаний не должна быть ниже пяти МРОТ, как отметил участник рынка.
Центральный офис ФНС, ознакомившись с обращением ОПИ, поручил региональным управлениям организовать проверки, которые уже начались в Свердловской и Нижегородской областях.
Участник рынка добавил, что недобросовестные перевозчики создают две юридические компании для оптимизации налогообложения. Одна использует общую систему и платит НДС, в то время как другая работает на упрощённой системе. По данным Евгения Бабаева, около 80% перевозчиков не платят НДС, но их клиенты при аренде фуры продолжают возмещать его через посредников.
Исследование ИТЕКО показало, что убытки бюджета от незаконного возмещения НДС могут достигать 500 миллиардов рублей в год, а уклонение от оплаты проезда в системе «Платон» может привести к потерям около 120 миллиардов рублей в год. Также в компании отметили, что доля расходов на фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги составляет 35-40% от себестоимости транспортных услуг, что вынуждает многие компании прибегать к «серым» схемам. Однако Антон Кузнецов, заместитель главного бухгалтера ILC, отметил, что сложно выявить контрагентов, если у них нет договоров с клиентами.
По данным FM Logistic, владельцы грузовиков часто используют топливо для оплаты труда, завышая нормы его расхода или игнорируя перерасход. Часть стоимости перевозки может превращаться в литры топлива и перечисляться на топливные карты. Входящий контроль не всегда позволяет выявить такие нарушения, как отметил Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг. Евгений Бабаев предложил снизить ставку НДС до 10%, что, по его мнению, поможет борьбе с «серым» рынком перевозок.